Рояли и пианино — Фортепианный центр «Звукоряд»
Преемник Производственного комбината Союза композиторов СССР
Преемник Производственного комбината Союза композиторов СССР
по-английски: grand piano [гранд пиáно] или [гранд]
по-немецки: flügel [флю́гель]
по-итальянски: pianoforte a coda [пианофóрте а кóда]
по-французски: piano à queue [пианó э кё]
по-немецки: flügel [флю́гель]
по-итальянски: pianoforte a coda [пианофóрте а кóда]
по-французски: piano à queue [пианó э кё]
Рояль
— (от французского royal — «королевский») — основной вид совершенного фортепиано. Это — музыкальный инструмент крыловидной формы с горизонтальным расположением струн, в котором звуки издаются ударами войлочных молоточков по струнам при помощи клавиш.
Характеристика
Корпус рояля представляет собой расположенную в горизонтальной плоскости деревянную конструкцию характерной крылообразной формы. Струны расположены в горизонтальной плоскости, а молоточки ударяют по ним снизу вверх. Благодаря этому рояль значительно превосходит в звуке другой распространенный вид фортепиано — пианино.
В рояльном механизме используется естественная сила тяжести и принцип двойной репетиции, благодаря чему звук более насыщен и красочен, а манера игры (туше) — более виртуозна и чувствительна (в отличие от пианино).
В рояльном механизме используется естественная сила тяжести и принцип двойной репетиции, благодаря чему звук более насыщен и красочен, а манера игры (туше) — более виртуозна и чувствительна (в отличие от пианино).
Длина рояля
в зависимости от назначения, качества звука и игровой чувствительности колеблется от 275 см (самый большой полнозвучный концертный) до 132 см (самый маленький и скромный по звуку миниатюрный или мини-кабинетный). Ширина любого рояля со стороны клавиатуры приблизительно равна 150 см (плюс-минус несколько сантиметров), в силу равного для почти всех инструментов количества клавиш (88).
Размер корпуса — важнейший параметр, определяющий звуковые и игровые качества инструмента: чем больше длина, тем лучше:
Размер рояля в сантиметрах в большинстве случаев является обозначением (номером) соответствующей модели.
миниатюрный (мини): длина от 132 до 155 см; ширина около 145 см
малый кабинетный: длина от 160 до 170 см; ширина 145—150 см
кабинетный: длина 175—195 см; ширина 145—152 см
салонный (универсальный): длина 200—215 см; ширина 150—155 см
малый концертный (салонный): длина 220—240 см; ширина 150—155 см
большой концертный: длина 274—308 см; ширина около 155 см
- Красота звучания и музыкальная выразительность зависят от размера резонансной деки, преобразующей и передающей колебания струн окружающим массам воздуха, а также от дальности расположения мостиков (штегов) от краёв деки
- Игровые качества (чувствительность клавиш) также находятся в прямой зависимости от длины корпуса
Размер рояля в сантиметрах в большинстве случаев является обозначением (номером) соответствующей модели.
миниатюрный (мини): длина от 132 до 155 см; ширина около 145 см
малый кабинетный: длина от 160 до 170 см; ширина 145—150 см
кабинетный: длина 175—195 см; ширина 145—152 см
салонный (универсальный): длина 200—215 см; ширина 150—155 см
малый концертный (салонный): длина 220—240 см; ширина 150—155 см
большой концертный: длина 274—308 см; ширина около 155 см
История рояля: Кристофори и Медичи
Термин рояль появился в русском языке в середине XIX века и подразумевает определённое совершенство конструкции (как минимум, чугунную раму). Архаичные крыловидные инструменты ранее в России называли фортепиано (фортепианы) или флигель (искаж. нем. flügel — крыло). В Германии инструменты такого вида называли молоточковый клавир (hammer klavier), позже и сейчас — flügel (флюгель). Американцы, имея в виду рояль, говорят grand piano (или просто grand) — «большое фортепиано»: итальянцы — pianoforte (пианофорте).
В современной России дурным тоном стал перевод английского слова piano как пианино, что принципиально ошибочно. Piano означает фортепиано вообще, включающее два основных вида: рояль (grand piano) и пианино (upright piano).
В прошлом существовали и другие виды фортепиано, например: столообразное или прямоугольное square piano, называемое в России «клавикорды»; арфа или жираф (вертикальное в виде арфы); роялино (в форме треугольного клавесина-спинета) и др.
В современной России дурным тоном стал перевод английского слова piano как пианино, что принципиально ошибочно. Piano означает фортепиано вообще, включающее два основных вида: рояль (grand piano) и пианино (upright piano).
В прошлом существовали и другие виды фортепиано, например: столообразное или прямоугольное square piano, называемое в России «клавикорды»; арфа или жираф (вертикальное в виде арфы); роялино (в форме треугольного клавесина-спинета) и др.
Первое крыловидное фортепиано
Первое крыловидное фортепиано Gravicembalo con piano e forte — Большой клавесин с тихим и громким звуком — представил Бартоломео Кристофори — мастер и хранитель коллекции клавесинов герцога Фердинандо Медичи — в 1709 году на приёме во дворце Палаццо Питти во Флоренции. Кристофори переделал конструкцию клавесина, создав принципиально новый механизм с мягкими (тогда кожаными) молоточками, позволявший изменять силу звучания при игре. Первый инструмент Кристофори не сохранился; несколько его более поздних фортепиано 1720-х гг. хранятся в музеях Италии и США.
Интересно, что первое в мире фортепиано появилось благодаря спонсорству богатейшего из дворян Европы — флорентийского герцога Фердинандо Медичи. По легенде, герцог находился в печальном состоянии после безответной любви. Отвергнутый своей возлюбленной, он решил предаться некоторому «забвению чувств»: уехал в Венецию — столицу «острых» развлечений того времени — и провёл там несколько месяцев. Заразившись неизлечимой болезнью и понимая, что жить ему осталось немного, герцог вернулся во Флоренцию и решил вложить средства в инновационную (как сказали бы сегодня) деятельность Кристофори, который убедил Фердинандо в том, что сможет создать принципиально новый музыкальный инструмент. Была организована особая мастерская; после долгих неудачных попыток такой инструмент всё же был создан примерно в 1709 году.
Интересно, что первое в мире фортепиано появилось благодаря спонсорству богатейшего из дворян Европы — флорентийского герцога Фердинандо Медичи. По легенде, герцог находился в печальном состоянии после безответной любви. Отвергнутый своей возлюбленной, он решил предаться некоторому «забвению чувств»: уехал в Венецию — столицу «острых» развлечений того времени — и провёл там несколько месяцев. Заразившись неизлечимой болезнью и понимая, что жить ему осталось немного, герцог вернулся во Флоренцию и решил вложить средства в инновационную (как сказали бы сегодня) деятельность Кристофори, который убедил Фердинандо в том, что сможет создать принципиально новый музыкальный инструмент. Была организована особая мастерская; после долгих неудачных попыток такой инструмент всё же был создан примерно в 1709 году.
Весь XVIII век фортепиано «пробивало» себе дорогу,
соревнуясь с клавесинами и клавикордами; на новых экспериментальных инструментах пробовали играть Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен. Постепенно центр фортепианостроения из Италии начал своё перемещение и в другие страны; самые выдающиеся мастера и фабрики начинают работать в германской Саксонии. В начале XIX века в России появляется новый термин — «рояль» — для обозначения нового усовершенствованного крыловидного фортепиано, имеющего цельнолитую чугунную раму для более высокого «держания» музыкального строя.
После 1850-х гг. началось бурное развитие фортепианостроения в Европе, России и США; появляются первые рояли так называемой «совершенной конструкции», предполагающей три основных момента: механизм двойной репетиции (беглости), полную цельнолитую чугунную раму и перекрёстное расположение струн. С 1910-х гг. совершенная (современная) конструкция стала всеобщим стандартом, который существует до сих пор.
После 1850-х гг. началось бурное развитие фортепианостроения в Европе, России и США; появляются первые рояли так называемой «совершенной конструкции», предполагающей три основных момента: механизм двойной репетиции (беглости), полную цельнолитую чугунную раму и перекрёстное расположение струн. С 1910-х гг. совершенная (современная) конструкция стала всеобщим стандартом, который существует до сих пор.
Фортепиано Кристофори 1720 года
Бартоломео Кристофори
Фердинандо Медичи
Из чего состоит рояль?
Футор — остов корпуса — прочная изогнутая по форме рояля деревянная рама с системой внутренних распорок — шпрейцев. Назначение футора — придать корпусу необходимую механическую прочность и жёсткость.
Вирбельбанк (колковая доска) — толстая доска из многих склеенных слоев твёрдых и вязких пород дерева (бук, клён), в которую вбиты стальные колки (вирбели), натягивающие струны до получения звуков необходимых высот (частот колебаний).
Резонансная дека — основная часть рояля, издающая звук. Дека — это щит-мембрана, склеенная из нескольких досок отборного прямослойного елового дерева. В роялях высоких классов используются ели возрастом более 100 лет, выросшие в холодном горном климате. Такая древесина обладает оптимальной плотностью и упругостью для максимального резонансного эффекта.
Назначение деки — усиливать звук струн рояля, которые сами по себе звучат очень тихо и слабо из-за малой массы и поверхности колебаний. Дека, воспринимая энергию колебания струн, распространяет их на свою площадь и передаёт их затем массам воздуха, окружающим деку. Звуковые свойства рояля в значительной степени зависят от размеров, объема и качества деки.
В нижней части деки установлены рипки — деревянные планки, назначение которых — придать деке стабильность и неизменность формы. Рипки выгибают деку вверх, придавая ей куполообразную форму. Струны же, в свою очередь, давят на деку вниз; таким образом, система «дека-струны» находится в напряжённом состоянии, чувствительном к малейшим звуковым нюансам.
Штег — деревянный мостик, посредством которого колебания струн передаются деке. В роялях высоких классов штег состоит из чередующихся слоев твердых пород дерева (бук, клен) для более утончённого резонанса и предотвращения трещин. Различают басовый и дискантовый штеги.
Чем меньше рояль, тем ближе к краям деки располагаются штеги и тем хуже резонанс и звуковая выразительность инструмента. Сильное ухудшение резонанса происходит при длине рояля меньше 160 см (миниатюрные).
Чугунная рама — цельная металлическая отливка сложного решётчатого строения с продольными и поперечными связями. Назначение рамы — удерживать всю совокупность сил натяжения струн, которая доходит у современных роялей до 20—21 тонны. Рама современной конструкции имеет «панцирь»: вирбели установлены в отверстиях через чугунную броню. Чугунная рама покрыта блестящим лаком бронзового цвета.
Аграфы — особые винты с просверленными головками, служащие для ограничения длины звучащих участков струн.
Каподастр — ребро (порог) рамы, необходимое для отсечения звучащих участков струн в дискантовой части регистра.
Струны — в дискантовом и среднем регистрах состоят из гладкой стальной проволоки, а в басовом регистре — из стальной проволочной основы (керна), обвитой проволокой из мягкой красной меди, увеличивающей их массу и инерцию. В некоторых роялях старинных конструкций в качестве обмотки басовых струн применялась мягкая сталь (такие струны ошибочно иногда называют «серебряными»).
Вирбельбанк (колковая доска) — толстая доска из многих склеенных слоев твёрдых и вязких пород дерева (бук, клён), в которую вбиты стальные колки (вирбели), натягивающие струны до получения звуков необходимых высот (частот колебаний).
Резонансная дека — основная часть рояля, издающая звук. Дека — это щит-мембрана, склеенная из нескольких досок отборного прямослойного елового дерева. В роялях высоких классов используются ели возрастом более 100 лет, выросшие в холодном горном климате. Такая древесина обладает оптимальной плотностью и упругостью для максимального резонансного эффекта.
Назначение деки — усиливать звук струн рояля, которые сами по себе звучат очень тихо и слабо из-за малой массы и поверхности колебаний. Дека, воспринимая энергию колебания струн, распространяет их на свою площадь и передаёт их затем массам воздуха, окружающим деку. Звуковые свойства рояля в значительной степени зависят от размеров, объема и качества деки.
В нижней части деки установлены рипки — деревянные планки, назначение которых — придать деке стабильность и неизменность формы. Рипки выгибают деку вверх, придавая ей куполообразную форму. Струны же, в свою очередь, давят на деку вниз; таким образом, система «дека-струны» находится в напряжённом состоянии, чувствительном к малейшим звуковым нюансам.
Штег — деревянный мостик, посредством которого колебания струн передаются деке. В роялях высоких классов штег состоит из чередующихся слоев твердых пород дерева (бук, клен) для более утончённого резонанса и предотвращения трещин. Различают басовый и дискантовый штеги.
Чем меньше рояль, тем ближе к краям деки располагаются штеги и тем хуже резонанс и звуковая выразительность инструмента. Сильное ухудшение резонанса происходит при длине рояля меньше 160 см (миниатюрные).
Чугунная рама — цельная металлическая отливка сложного решётчатого строения с продольными и поперечными связями. Назначение рамы — удерживать всю совокупность сил натяжения струн, которая доходит у современных роялей до 20—21 тонны. Рама современной конструкции имеет «панцирь»: вирбели установлены в отверстиях через чугунную броню. Чугунная рама покрыта блестящим лаком бронзового цвета.
Аграфы — особые винты с просверленными головками, служащие для ограничения длины звучащих участков струн.
Каподастр — ребро (порог) рамы, необходимое для отсечения звучащих участков струн в дискантовой части регистра.
Струны — в дискантовом и среднем регистрах состоят из гладкой стальной проволоки, а в басовом регистре — из стальной проволочной основы (керна), обвитой проволокой из мягкой красной меди, увеличивающей их массу и инерцию. В некоторых роялях старинных конструкций в качестве обмотки басовых струн применялась мягкая сталь (такие струны ошибочно иногда называют «серебряными»).
Механизм двойной репетиции рояля
— сложная конструкция, необходимая для передачи струнам энергии пальцев пианиста. Между клавишами и молоточками находится сложная система рычагов, передающая все нюансы звукоизвлечения. Современный стандарт — механизм с двойной репетицией — обеспечивает тонкую чувствительность клавиш и возможность виртуозного быстрого повтора срабатывания рычагов.
«Двойная репетиция» — старинный русский перевод французского выражения double escapement, что означает «двойная беглость [игры на фортепиано]». Этот термин применил французский фортепианный мастер и фабрикант Себастьян Эрар (Erard) для описания изобретённой им новой конструкции механизма (патент 1821 года). В XIX веке рояли с такой механикой выпускались как исключение в особых «заказных» случаях; широкая публика из-за господствовавшей тогда «лёгкой» романтической манеры игры предпочитала рояли более дешёвых и упрощённых конструкций. Лишь примерно с 1900—1910-х гг., в период расцвета мирового фортепианного пианизма, «двойная репетиция» стала всеобщим стандартом.
«Двойная репетиция» — старинный русский перевод французского выражения double escapement, что означает «двойная беглость [игры на фортепиано]». Этот термин применил французский фортепианный мастер и фабрикант Себастьян Эрар (Erard) для описания изобретённой им новой конструкции механизма (патент 1821 года). В XIX веке рояли с такой механикой выпускались как исключение в особых «заказных» случаях; широкая публика из-за господствовавшей тогда «лёгкой» романтической манеры игры предпочитала рояли более дешёвых и упрощённых конструкций. Лишь примерно с 1900—1910-х гг., в период расцвета мирового фортепианного пианизма, «двойная репетиция» стала всеобщим стандартом.
Механизм двойной репетиции производства Renner (Германия), применяемый ведущими мировыми изготовителями роялей высокого класса: Steinway & Sons, August Förster, Fazioli,..
Классификация роялей по размеру и качеству звучания
Большой концертный длиной 270—308 см предназначен для концертного исполнения музыки в больших залах, ансамблей с большим симфоническим оркестром, студийной звукозаписи.
Малый концертный: 225—250 см — предназначен для концертного исполнения в средних залах, ансамблей, студийной звукозаписи.
Салонный: 200—220 см — для концертного и любительского исполнения в музыкальных гостиных, салонах, малых залах, обучения фортепианному искусству.
Кабинетный: 180—195 см — для любительского музицирования, обучения фортепианному искусству.
Малый кабинетный: 160—175 см — для любительского музицирования, обучения фортепианному искусству.
Миниатюрный («миньон»): 132—155 см — для удовлетворения рыночного спроса на инструменты малых размеров, декорирования интерьера и других вспомогательных функций (очень скромные акустические, звуковые и игровые качества).
В зависимости от величины корпуса изменяется площадь резонансной деки инструмента, а также длина и масса струн; поэтому чем инструмент больше, тем более красивым, выразительным и глубоким звуком он обладает.
Малый концертный: 225—250 см — предназначен для концертного исполнения в средних залах, ансамблей, студийной звукозаписи.
Салонный: 200—220 см — для концертного и любительского исполнения в музыкальных гостиных, салонах, малых залах, обучения фортепианному искусству.
Кабинетный: 180—195 см — для любительского музицирования, обучения фортепианному искусству.
Малый кабинетный: 160—175 см — для любительского музицирования, обучения фортепианному искусству.
Миниатюрный («миньон»): 132—155 см — для удовлетворения рыночного спроса на инструменты малых размеров, декорирования интерьера и других вспомогательных функций (очень скромные акустические, звуковые и игровые качества).
В зависимости от величины корпуса изменяется площадь резонансной деки инструмента, а также длина и масса струн; поэтому чем инструмент больше, тем более красивым, выразительным и глубоким звуком он обладает.
Совершенная конструкция рояля
предполагает следующие основные параметры:
Перекрестное расположение струн позволяет достичь хорошего резонанса, прозрачности и глубины звучания.
Цельнолитая полная панцирная чугунная рама позволяет удержать силу натяжения струн (около 20 тонн) и настроить рояль в соответствии с современным стандартом частоты звука («ля» первой октавы: 440—442 Гц).
Механизм двойной репетиции, или двойной беглости игры (туше), позволяет достичь максимального комфорта, виртуозности и выразительности при игре.
Рояли совершенной конструкции начали выпускаться с 1850-х гг. (единичные редкие экземпляры); серийное массовое производство началось с 1910-х гг.
Перекрестное расположение струн позволяет достичь хорошего резонанса, прозрачности и глубины звучания.
Цельнолитая полная панцирная чугунная рама позволяет удержать силу натяжения струн (около 20 тонн) и настроить рояль в соответствии с современным стандартом частоты звука («ля» первой октавы: 440—442 Гц).
Механизм двойной репетиции, или двойной беглости игры (туше), позволяет достичь максимального комфорта, виртуозности и выразительности при игре.
Рояли совершенной конструкции начали выпускаться с 1850-х гг. (единичные редкие экземпляры); серийное массовое производство началось с 1910-х гг.
Ведущие современные производители роялей
Лучшие рояли
Изготовители оригинальных (подлинных) инструментов высокого мирового исполнительского уровня.
Обладают единственным производственным объектом. Управление осуществляется представителями семейной династии мастеров-фабрикантов непрерывно с момента основания. Выпускают инструменты только одного оригинального (подлинного) бренда.
Обладают единственным производственным объектом. Управление осуществляется представителями семейной династии мастеров-фабрикантов непрерывно с момента основания. Выпускают инструменты только одного оригинального (подлинного) бренда.
Fazioli — Фациоли, г. Сачиле, Италия
Небольшая фабрика (основана в 1981), выпускающая около 120 роялей в год. Имеет сертификат «100% made in Europe» Союза германских производителей фортепиано. В некотором смысле экспериментальное инновационное производство, нацеленное на достижение совершенства, невзирая на условия рынка
August Förster — Аугуст Фёрстер, г. Лёбау, Саксония, Германия
Небольшая фабрика (основана в 1859), выпускающая около 60 роялей в год. Обладатель сертификата подлинности «100% made in Germany» Союза германских производителей фортепиано. Традиционное классическое совершенное производство, нацеленное на достижение наивысшего качества
Steingraeber & Söhne — Штайнгребер и сыновья, г. Байройт, Бавария, Германия
Небольшая фабрика (основана в 1852), выпускающая около 50 роялей в год. Обладатель сертификата подлинности «100% made in Germany» Союза германских производителей фортепиано. Традиционное классическое совершенное производство, нацеленное на достижение наивысшего качества.
Другие производители роялей
Изготовители инструментов высокого мирового исполнительского уровня.
Обладают несколькими производственными объектами, в том числе в Китае, Индонезии, Японии, странах Восточной Европы. Кроме оригинального бренда, выпускаются инструменты упрощённых конструкций, изготавливаемые по упрощённой технологии (в целях охвата развивающегося азиатско-китайского рынка).
Обладают несколькими производственными объектами, в том числе в Китае, Индонезии, Японии, странах Восточной Европы. Кроме оригинального бренда, выпускаются инструменты упрощённых конструкций, изготавливаемые по упрощённой технологии (в целях охвата развивающегося азиатско-китайского рынка).
Steinway & Sons — Стейнвей и сыновья, г. Гамбург, Германия
Большой глобальный концерн, выпускающий около 2500 роялей в год. Не имеет сертификата подлинности Союза германских производителей фортепиано. Имеет производственные объекты в Японии и Китае. Самый «раскрученный» бренд с определённым культом поклонения, основанном на удачных маркетинговых схемах за последние 100 лет.
C. Bechstein — К. Бехштейн, деревня Зайфхеннерсдорф, Саксония, Германия
Большой глобальный концерн, выпускающий около 1300 роялей в год. Не имеет сертификата подлинности Союза германских производителей фортепиано. Имеет производственные объекты в Чехии и Китае. Популярность бренда основана на былой славе «довоенных» трофейных инструментов, обладавших феноменальным звучанием (выпускались в Берлине до 1944 года).
Blüthner — Блютнер, г. Лейпциг, Саксония, Германия
Международный концерн, выпускающий около 800 роялей в год. Обладатель сертификата подлинности «100% made in Germany» Союза германских производителей фортепиано. Имеет производственные объекты в Китае. Популярный бренд, поставляемый в Россию с конца XIX века.